Речицкий Народ!
Статьи В.М.Логинова - Речицкий Народ - Гжель

Статьи В.М.Логинова
Архив «Речицкого Народа»


Предисловие


Виктор Логинов, статьи которого мы представляем вашему вниманию, безусловно, известен всей Гжели. Много-много лет он возглавляет «динозавра» советского фарфорового производства «Объединение Гжель», так что наши земляки успели хорошо его изучить, и каждый гжелец вам скажет, что более амбициозного человека в нашей местности не найти.

«Да вы посмотрите, какой памятник он поставил на могиле своей бабки на речицком кладбище!» - скажет краснолицый припорошенный снегом продавец фарфора у Егорьевского шоссе. Вы идете, смотрите на памятник и вопросы отпадают сами собой.

В данное время, под конец своей карьеры, Виктор Логинов обладатель солидного багажа достижений. В их числе несколько книг написанных несвоими руками (впрочем, небезинтересных). Он также обладатель званий - заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук, герой социалистического труда и прочих регалий которые зачастую, как говорят некоторые, можно было достать по блату так же, как в советское время доставали дефицитную колбасу.

Как вы увидите из статей, идеей фикс господина Логинова является монополизация фарфорового производства в Гжели. И не удивительно! Будучи в СССР нормальным советским функционером он прекрасно справлялся со своими обязанностями, а именно выбивал и тратил выделяемые финансы. А про талант Логинова к выбиванию денег из стареющего социалистического государства рассказывают легенды. Говорят, ему удалось так повлиять на денежные потоки, что Госпланом на гжельский фарфор выделялось много более чем на Палех, Мстеру, Хохлому и многие подобные предприятия.

Времена, однако, изменились, наступило время «невидимой руки рынка». Снова стали, как встарь, один за другим плодиться конкуренты разной величины от безымянных однодневок-кустарей и середнячков типа Гусева, до великанов типа «Ирито» и «Галактики». Но не изменился Логинов - он и по сей день стоя на капитанском мостике своего полузатонувшего корабля ждет советского денежного ветра. А тем временем с этого корабля под названием «Объединение Гжель» бежали отнюдь не крысы, а самая что ни на есть команда. Мастера росписи, художники профессионалы - они ушли, не выдержав низких зарплат и неприемлемых условий работы в которых во многом, по их словам, повинны прожектерство и дурной характер Логинова.

Есть еще одна черта господина Логинова на которую обратили внимание гжельцы, - он многое начав скоро бросает столкнувшись с трудностями. Выпускник советской бюрократической школы он теряется в условиях тотальной конкуренции. Видимо поэтому он сделал ставку на то, чтобы конкурирующие предприятия просто засудить, подмять под себя, а у государства как в старые добрые времена получать дотации на свое родимое предприятие с почти нулевой рентабельностью. Все это вы увидите в его статьях.

Хочется еще сказать о коронном маркетинговом приеме которым активно пользовался как Логинов так и другие гжельские фарфористы. Принцип его прост - некое фарфоровое изделие «впаривалось» знаменитости (часто по договоренности с госчиновниками) - английской королеве, американскому президенту, патриарху всея Руси, Майклу Джексону, Анатолию Карпову, не важно кому, а потом данный факт активно использовался для того, чтобы при случае упоминать – «Знаете такого-то? Большой любитель нашего фарфора!». Вот такими нехитрыми жуликоватыми приемчиками наши предприниматели пытались педалировать развитие Гжели, подменяя ими повышение качества и развитие художественных идей!

Но как ни крути, а Логинов целая эпоха в жизни Гжели; как ни относись к его амбициям, но нужно признать, что он по-своему хотел Гжели блага. Так что, читая прожекты Виктора Михайловича о гжельском банке, кабельном телевиде¬нии, дворце бракосочетаний, дворце молодежи и прочих «ньювасюках», сквозь смех нет-нет и проскользнет мысль о том, что, возможно, мнимая Логиновым «столица отечествен¬ной керамики» была бы лучшим вариантом будущего Гжели, нежели современное химикоавтомобилестроительное настоящее.

Во многом Логинов правильно описывает современные гжельские реалии. Так, действительно, месторождения качественной глины были распроданы под дачи. Действительно, вряд ли российское фарфоровое производство выживет без государственной помощи в ценовой борьбе с тем же Китаем. И действительно, нужно что-то делать для сохранения и обязательно для развития керамического искусства Гжели. Сможем ли мы в очередной раз не спустить в унитаз очередное наше достояние? Сможем ли мы не только кичиться умельцами и неповторимой росписью, но и вытянуть гжельский фарфор из затяжного творческого кризиса? Эти вопросы ежедневно требуют ответа!

Не будучи сторонниками фарфоровой монополии советского типа, мы уверены, что эффективно работающая «Гильдия гжельских предпринимателей» совершенно необходима. Пора нашим многочисленным фарфористам не только отбрыкиваться от притязаний «большого брата» - Логинова, но и брать инициативу и ответственность за Гжель в свои руки!

Завтра начинается сегодня

Из книги В.Логинова, Ю.Скальского «Эта звонкая сказка Гжель»

Немало терний на пути решения со¬циально-экономических проблем региона. Вот, к примеру, еще и сегодня основ¬ная масса работников объединения, как и десятки лет назад, живет в разбросанных по округе деревнях. Имеет собствен¬ные дома, приусадебные участки. Само по себе все это, конечно, не плохо. Но только на первый взгляд. Наличие собственного дома, вроде бы, снимает проблему жилья, а участок может быть использован как подсобное хозяйство. Но не только здесь, а и на всех других народных промыслах страны подтвердят, насколько этот первый взгляд далек от истины. С таким положением дел можно было мириться до создания объединения с присущими ему методами управ¬ления и психологией промышленного производства. Концентрация, расширение и специализация, потребовав перераспределения кадров, прежде всего, обострили транспортную проблему. Сразу же дал знать о себе «разброс» филиалов. Возникшую проблему требовалось решать одновременно со строительством жилья уже не только для местных специалистов, но и для выпускников вузов, надобность в которых росла день ото дня. Однако круг проблем значительно шире и намного глубже. Видимо, нет нужды доказывать, что «социальный быт», т. е. культурное, торговое и бытовое обслуживание населения, прямо и непосредственно влияет на состояние, структуру, динамику, профессиональный уровень кадров любого региона. В силу самых разных причин здесь действие этого фактора до последнего вре¬мени (да во многом и по сей день) было скорее негативным. Не отвечают запросам развития промысла ни культурное, ни торговое обслуживание жителей региона.

В объединении сегодня работает свыше трехсот молодых людей (в округе не один промысел: тут и промышленные предприятия, сельскохозяйственное АО «Гжельское»), но до сих пор им негде собраться в свободную минуту. Нет до¬ма высокого уровня культуры, плохо об¬стоит дело с просмотром кинофильмов. Мало кафе, не хватает магазинов и предприятий массового питания, ресторанов. И это потому, что, надо прямо сказать, до последнего времени о перспективном плане развития региона никто всерьез не помышлял.

А потерянное время, как известно, не¬обратимо. И поскольку объединение «Гжель» исторически и экономически чувствует свою ответственность за сегодняшний и завтрашний день региона, то оно и выступило инициатором «социального проектирования» Гжели в ее естественноисторических границах. Ныне первая очередь проекта находит конкретное воплощение. И по ходу ее реализации уточняются направления дальнейших поисков.

Перспективный план социально-экономического развития Гжели разработан при активном содействии Госстроя Российской Федерации институтом Ген¬плана Главного архитектурно-планировочного управления Мособлисполкома с активным участием начальника Глав¬ного архитектурного Управления Московской области Бориса Владимировича Лунькова.

Начало уже положено. Работники объединения получили триста квартир, на очереди — 140-квартирный мало¬этажный дом. Но главное направление — это строительство индивидуальных одно- и двухэтажных коттеджей с мастерскими. Прокладываются новые, приводятся в порядок старые дороги, соединяющие филиалы. Имеются утвержденные проекты на строительство здании специальной художественной школы, телефонного узла, сооружение очистных сетей и центральной котельной, культурного центра, торгового дома, пожарного депо, детского дома отдыха...

Планов множество, но реализуются они черепашьими темпами. И причин тому, к сожалению, более чем доста¬точно.

Главные из них — это отсутствие должного руководства социально-экономическим развитием региона, ответст¬венности руководителей за наследие и будущее Гжели.

Более или менее просто решается во¬прос с жильем: в нем заинтересованы все предприятия независимо от ведом¬ственной принадлежности. Но вот с дорогами дело обстоит значительно хуже. Не говоря уже об учреждениях торговли, бытового и культурного обслуживания. Имеется в Гжели Совет директоров. Он призван заниматься координацией и объединением усилий, направленных на развитие региона. Но вот Совет есть, а координацией и объединением усилий он занимается пока крайне недостаточно: ни один конкретный вопрос не решается.

Для большинства ведомств Гжель — просто один из сотен географических пунктов. Не здесь, так в другом месте они с таким же успехом могли бы развернуть свое производство. А вот традиции промысла, судьба промысла для них, в лучшем случае, тема для отвлеченных рассуждений.

Вполне естественно, что политика ве¬домственности прямо отражается и на экономике. Помимо объединения кера¬мику с претензией «под Гжель» выпускают еще шесть заводов. Но беда в том, что именно «с претензией». У них нет опыта, традиций, нет специалистов. Но и этим предприятиям различными постановлениями предписывается увеличить выпуск этой продукции «под Гжель». Однако для всех этих предпри¬ятий, даже вместе взятых, рост ее объ¬ема, допустим, всего на 600 тысяч руб¬лей — настоящие управленческие и хозяйственные муки. Для объединения же, с учетом нынешнего потенциала, и до¬бавка в миллион рублей — не проблема. При условии, разумеется, если оно получит соответствующую часть сил этих коллективов и средств. Именно такой подход был бы всецело государственным и экономически грамотным. Пред¬приятия могли бы использовать художественный совет Гжели для повышения художественной ценности изделий «под Гжель», но самолюбие оказалось си¬льнее.

Не могут пока в полный голос сказать свое слово и местные власти. А ведь раньше то, что понималось под Гжелью, входило всего-навсего в одну волость. И если всерьез говорить о Гжели недале¬кого завтра, то все эти вопросы должны решаться единой для всего региона местной властью.

Сегодня есть четкая программа перспективного социально-экономического развития всего региона. Завершается его газификация, заканчивается сооружение единой автотранспортной сети, налаживается поточный конвейер индивидуального коттеджного строительства. На акционерных началах создаются кирпич¬ный завод и совместное с итальянской фирмой предприятие по выпуску облицовочной и половой плитки, изразцов, введен в действие бетонорастворный узел. В колледже организованы керами¬ческие мастерские, проектируются мастерские по металлообработке, дереву, ювелирным изделиям.

И все же главное еще впереди. Цент¬рами всей будущей инфраструктуры ста¬нут исторически сложившиеся очаги: деревни Гжель, Харитонове, Фенино, Речицы, Кузяево. Что значит «центры» в зримых конкретных образах? Плотная одно-, двухэтажными коттеджами застройка; торговые ряды, магазины, школы; зоны отдыха; детские сады, спортивные сооружения закрытого и открытого типов; гостиницы, узлы связи; конечно же, свои культурные центры.

Особое значение имеет в этом плане село Гжель. Именно оно должно стать заглавным пунктом всего региона. Здесь предстоит восстановить старинный храм, очистить и благоустроить водоемы и пойму речки Гжелки, возродить ярмарочную площадь, открыть ресторан — плюс ко всему, что положено программой для каждого центра.

При столь привычной вялости и без¬различии местных органов власти теперь уже Совет директоров всех предприятий региона разработал перспектив¬ный план инженерных сетей и программу социально-экономического развития Гжели. В тех планах помимо всего прочего намечено ввести две телефонные станции, кабельное телевидение, небольшую типографию для печатания местной документации, открыть свой гжельский банк с рублевыми и валютными операциями, построить сана¬торий-профилакторий, совместный гараж с общей ремонтной базой для автобусного парка. В проекте — Дворец культуры с библиотекой, читальным залом, Дворец молодежи и Дворец бракосочетания. Будет там и свой кинотеатр с двумя залами: один на 600, другой — на 250 мест.

Распахнут в регионе двери и современные специализированные магазины. Среди них фирменный - «Гжель». А львиную долю трудоемких домашних хлопот возьмут на свои плечи службы комбината бытового обслуживания.

Все перемены эти острее и больше других ощутит, несомненно, молодежь — будущее Гжели. К ее услугам откроется спортивно-молодежный комплекс: стадион с площадками и беговыми дорожками, лодочные станции.

Городом-садом, столицей отечественной керамики хотелось бы видеть гжельцам свою Гжель. С монументом в честь многих поколений народных мастеров. С облицованными яркой керамикой общественными зданиями. И самыми современными условиями для жизни, быта всего населения. Сегодня это не беспочвенное мечтательство, а настоятельная, социально-экономическая потребность, диктуемая временем. Если человек развивает среду по-своему, то ведь и среда, в свою очередь, формирует человека. Каждый в душе ценит красоту. А красота, как известно, дарит доброту и тем самым активно влияет на воспитание личности. Вот почему и нужна всюду такая обстановка, которая диктовала бы культуру производства и быта, учила работать и уважать созданное и завещанное поколениями гжельских умельцев.

В объединении работают талантливые люди. Их руками сделано уже немало. И задача — сделать все возможное, создать все условия, чтобы полностью раскрылись, проявились их духовные возможности. Проявились в созидательном труде, радующем и увлекающем.

Хочется верить, век XXI древняя Гжель встретит яркой жемчужиной в оправе золотого пояса России. 1994 год.
#

Подделанная слава России или Почему хиреет знаменитая гжель

Статья на сайте www.russia-today.ru

Если задуматься, то главные богатства России, принесшие ей мировую славу и сформировавшие ее имидж, не столько нефть и древесина, сколько люди, создавшие своими руками первый спутник, атомоходы и такие произведения народного творчества, как дымковская игрушка, ростовская финифть, палехская миниатюра, жостовские подносы, гжельская посуда. В доперестроечные годы наш средний гражданин любил украшать свой дом сине-белой керамикой, которая называется гжель, по имени подмосковного села, где и создавались эти изделия. Руководители страны во время официальных зарубежных визитов дарили гжельские вазы, самовары и сервизы своим коллегам как символ России, ведь, как пишут рекламные проспекты, этот сине-белый фарфор «воспроизводит белизну свежевыпавшего снега и синеву русского зимнего неба». Таким образом, обладателями гжели стали Индира Ганди, Маргарет Тэтчер, Жак Ширак, Билл Клинтон и многие другие главы зарубежных государств и правительств.

Сегодня сине-белую керамику можно увидеть в продаже во многих местах России. Кто хоть раз проезжал по Егорьевскому шоссе в глубь Московской области, наверняка обращал внимание на многочисленные лотки с керамикой. Имейте в виду, что здесь, как и в Москве, на Арбате или в подземных переходах, 95 процентов изделий, продаваемых под именем Гжель, — подделка. Да и вывозимая за границы России посуда в большинстве случаев не имеет подлинного качества рисунка и обжига.

Как это произошло и чем это обернулось для тех, кто всю жизнь творил во имя культурной славы России, рассказывает генеральный директор ЗАО «Объединение Гжель», заслуженный работник культуры России, лауреат государственных премий, Герой Социалистического Труда Виктор Михайлович Логинов.

Оригинальная технология производства известного ныне гжельского стиля появилась с конца 40-х годов прошлого века. До этого, при советской власти, керамическое производство в деревнях нынешнего Раменского района Московской области было подчинено задачам выпуска исключительно технического фарфора. Многие мастера, поэтому тогда даже понятия не имели о кистевых приемах письма. Искусствовед А. Салтыков после Второй мировой войны с группой московских художников и живописцев Гжели разработал методику особой росписи — мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Позже местные художники овладели росписью с тенями — от глубоких тонов до очень светлых и легких. В 70-е годы этот стиль был признан как особый, гжельский. Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России.

Сложные времена наступили после распада Советского Союза. Заводы гжельской местности — Электроизолятор, Шевлягинский завод спецкерамики, Речицкий фарфоровый завод, чья традиционная продукция потреблялась прежде электротехнической, химической и медицинской промышленностью, а в новых экономических условиях оказалась невостребованной, стали искать пути выживания и обеспечения своих коллективов работой. Их руководители решили выпускать посуду, используя известный стиль и технологию бело-синей гжели, копируя формы и рисунки. Кто-то стал ставить свое имя, а кто-то воспроизводил на своих изделиях товарное клеймо «Гжель» и даже факсимильную псевдоподпись известных мастеров. Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти таких же в городе Москве и других регионах России.

Все эти предприятия стали не просто конкурентами ЗАО «Объединение Гжель», а почти что его могильщиками. Прежде всего, они убивают известный народный промысел низкими ценами. Подъезжая к деревне Зюзино, трудно не обратить внимания на плакат, предлагающий «гжельскую» посуду по цене от 10 рублей (!), в то время как настоящие гжельские изделия дороже в разы. Кроме того, низким качеством и безвкусным сюжетом изделий они вредят доброму имиджу гжели. Не случайно потомок известных промышленников Кузнецов, проехавший по Егорьевскому шоссе и видевший «развал» подделок, прислал недавно В. Логинову гневное письмо, в котором есть такие слова: «Логинов! До чего ты довел нашу родную гжель! Разве можно производить и продавать такое безобразие?!» Кузнецов зрил в корень, только громы и молнии метнул не туда.

Сегодня объединение на грани банкротства из-за плохого сбыта высокохудожественных, но дорогих изделий, и директор опасается, как бы его предприятие не разделило судьбу прежде прославленного промысла Жостово, цеха которого недавно закрыли за долги.

Причины тяжелого положения гжели в игнорировании местными властями федеральных законов и либеральном отношении к контрафактной продукции. Федеральный закон от 6 января 1999 года «О народных художественных промыслах» определил, что народный художественный промысел... — деятельность по созданию художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности. «Где у новоиспеченных промыслов преемственность развития и коллективное освоение?» — вопрошает В. Логинов. Тем не менее, несколько новых производителей «псевдогжели» были утверждены губернатором Московской области в статусе предприятий народных художественных промыслов. А по закону, считает руководитель «Гжели», они должны были бы работать по лицензионным договорам, подписанным с «Объединением Гжель». Новые керамисты подписывать такие договоры не хотят, более того, торгуя на дороге, они не платят государству налогов. Эксперты считают, поддельной гжели сейчас на рынке на 50 млн. евро. Вот был бы доход государству, если бы этот бизнес подпал под строгий налоговый контроль!

Неоднократно пытался В. Логинов защитить авторское право «Объединения Гжель» через суд, но все его иски были отклонены ссылками на постановления местных властей, признавших ряд керамических производств народными промыслами.

Конечно, проблему гжели можно рассматривать под углом зрения любимого рыночниками вопроса «цена-качество». Действительно, доступная нашему среднему покупателю посуда не может быть дорогой. Потребитель для повседневной жизни может купить сегодня в наших магазинах весьма дешевые керамические изделия, изготовленные в Китае или на известных заводах Европы. Но она (эта посуда) не претендует на звание произведения искусства. А имитаторы гжели изображают из себя производителей и продавцов изделий известного художественного промысла. Тем самым они обманывают покупателя, создают у него неправильное представление о стоимости подлинных произведений искусства.

В одной из своих статей, посвященных гжельской керамике, академик Д. С. Лихачев писал, что возрождение этого промысла в 40—50-е годы ХХ века было непростым. «Требовались новые творческие методы, исключающие в рамках массового промышленного производства безликую стандартизацию и дешевую сувенирность». Знаток русской культуры чутко чувствовал основные риски гжельского производства. До 1992 года этому народному промыслу благодаря строгому государственному контролю удавалось избегать «дешевой сувенирности». Сегодня же именно сувенирность правит бал на потребительском рынке и во многом из-за попустительства властей. Аналогичная ситуация складывается и с таким шедевром русской миниатюрной живописи, как Федоскино. Халтурщики поставляют на рынок псевдофедоскинские шкатулки, где рисунок вырезан из каталога предприятия и покрыт лаком!

А кто должен думать об интересах государства, оберегать национальные ценности, такие, как Гжель, Федоскино, Жостово? Кто должен формировать вкусы народа? Ответственная власть, будь то районная, областная, городская или федеральная, обязана хранить то культурное наследие, которое ей досталось от предков, и передать его потомкам. Это — аксиома.

Весьма спорно, что проблемы духовного богатства нации, куда входят и народные художественные промыслы, следует решать под углом зрения дикого рынка и сиюминутной выгоды. Потеряв высокий эстетический уровень гжели, в случае удушения логиновского предприятия, вряд ли Россия восстановит его потом. А «псевдогжель» вскоре тоже окажется ненужной на одной кухне с «тефалью», меламином и «штампованным» фарфором.

Сейчас генеральный директор «Объединения Гжель» готовит письмо на имя губернатора Московской области Б. Громова, в котором просит принять меры по предотвращению уничтожения традиционных народных промыслов столичной области и очистить потребительский рынок Московского региона от контрафактных изделий, имитирующих народные промыслы. Вопрос «быть или не быть» гжели зависит от позиции московских областных властей и способности федеральных органов контролировать исполнение законов и постановлений правительства.

А если наш читатель хочет лично поддержать истинно народный художественный промысел гжель, то пусть покупает сине-белую керамику только у тех продавцов, которые имеют сертификат ЗАО «Объединение Гжель».
#

О состоянии народных художественных промыслов (НХП) Российской Федерации в результате антиконституционной политики в сфере НХП РФ, проводимой Председателем Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Дрожжиным Г. А. и его покровителями.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей (из Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»).

Статьёй 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах» «Основы государственной политики в области народных художественных промыслов» установлено:

«1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации».

Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

«Народные художественные промыслы, сохраняющие самобытные традиции, место бытования, художественную школу, кадровое образование, преемственность поколений, династий, замкнутый технологический процесс и являющиеся частью единой культурной среды в общем национальном культурном достоянии Московской области, называются традиционными народными художественными промыслами и являются объектами культурного наследия Московской области.

Традиционные народные художественные промыслы относятся к категории объектов, охраняемых государством, пользуются государственной поддержкой, подлежат учету в соответствии с законодательством о культурном наследии Российской Федерации и Московской области (из закона Московской области от 17 ноября 2000 г. N 77/2000-ОЗ "О народных художественных промыслах в Московской области").

Художественно-стилевые особенности народного художественного промысла - устойчивый комплекс исторически сложившихся или формирующихся художественно-выразительных средств, художественно-технических приемов обработки определенных видов материалов, традиционной технологии изготовления и декорирования изделий НХП, присущих исключительно им композиционных, цветовых, орнаментальных, пластических и иных художественных решений, содержащихся в форме, формообразовании, рисунке (орнаменте) и цвете образца изделия НХП.

В 70-е – 80 годы ХХ века традиционные народные художественные промыслы (НХП) находились под пристальным вниманием и защитой государства. Для возрождения, сохранения и развития традиционных НХП РСФСР были разработаны и реализованы программы промышленного и социального развития. Неотъемлемым условием сохранения и развития организаций традиционных НХП является научный и профессиональный подход к непрерывному профессиональному образованию и воспитанию молодого поколения мастеров НХП, к условиям их проживания в месте традиционного бытования НХП, к условиям необходимым для творческой деятельности мастеров НХП, без которых невозможна творческая деятельность по созданию высокохудожественных образцов изделий.

Возрождение и развитие НХП России в 1975 – 1991 гг. стало возможным благодаря вниманию и нормотворчеству государства, а так же благодаря профессиональной деятельности НИИ Художественной Промышленности РСФСР, созданного в 1932 г. с целью изучения культурного наследия в регионах, возрождения и развития народного прикладного искусства России.

22 октября 1975 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР № 570 «О развитии народных художественных промыслов», предусматривающего принятие программ подготовки мастеров, социального и промышленного развития НХП РСФСР, централизацию рынка сбыта художественных изделий в престижных торговых универмагах и валютных магазинах.

Министерством Местной промышленности РСФСР, Госпланом РСФСР (миниcтр Шумейко А. Г., зампред Госплана Котовой А. А.) были обоснованы и приняты Советом Министров РСФСР условия развития НХП России, принято Постановление Правительства РСФСР о предоставлении льгот налогообложения для организаций НХП РФ на прибыль, НДС, землю, имущество. Были приняты и реализованы государственные программы поддержки и развития НХП РФ.

Сохранение, возрождение и развитие организаций НХП РСФСР курировал Заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, заместитель Председателя Госплана РСФСР, при Минместпроме РСФСР было главное управление НХП РФ, в областях были управления НХП.

Именно в период с 1975 г. по 1992 г. был период расцвета НХП РСФСР. Многие организации НХП РСФСР своим творческим трудом заслужили всемирную известность и признание, приносили валютные поступления в бюджет страны. Прославляли национальную культуру России.

С 1992 года перестала существовать вертикаль управления организациями народных художественных промыслов Российской Федерации, ликвидирован Главк НХП при Минместпроме РСФСР, Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в регионах – управления художественных изделий и игрушек. НХП РФ переподчинены Минпрому РФ, затем Минпромэнерго (Роспром) в которых не было и нет специалистов, компетентных в народном прикладном искусстве. Минкультуры РФ самоустранилось от участия в судьбе объектов культурного наследия народов Российской Федерации – народных художественных промыслов.

С 1992 г. армия новообразований-контрафактщиков «под образцы изделий всемирно признанных НХП России» стали противоправно использовать не принадлежащие им художественно-стилевые особенности всемирно известных НХП РФ. В настоящее время в Российской Федерации, несмотря на проведённую административную реформу в сфере государственных органов управления, народные художественные промыслы фактически оставлены без государственного управления и контроля. В результате на рынке до 90% контрафактных изделий «под изделия традиционных НХП РФ».

Главным консультантом и специалистом по НХП РФ стала общественная организация – Ассоциация «народные художественные промыслы России» (Дрожжин Г. А.)

Если в ранее принятых постановлениях о НХП РФ подразумевались традиционные НХП РФ – национальное достояние России, то, с подачи главного консультанта по НХП РФ, в федеральном законе от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» народными художественными промыслами стали все уровни промыслов и кустари, применяющие ручной труд.

До принятия Федерального закона «О народных художественных промыслах», организации-новообразования, нарушители конституционных гарантий прав и свобод на результаты труда в сфере творческой деятельности, паразитирующие на противоправном использовании объектов интеллектуальной собственности в НХП РФ под покровительством Ассоциации «Народные художественные промыслы России», пользовались и пользуются льготами по налогообложению наравне с подлинными организациями НХП РФ – создателями и правообладателями объектов интеллектуальной собственности в НХП РФ.

В 1996 г. НИИ ХП с участием Правления Ассоциации «НХП России» был разработан проект Федерального закона «О народных художественных промыслах», который должен был обеспечить решение важной государственной задачи – сохранения, возрождения и развития НХП РФ.

Однако, в 1998 г., в Государственной Думе РФ, при подготовке проекта Федерального закона «О народных художественных промыслах», группой «разработчиков», с участием руководства Ассоциации НХП России, был представлен проект без обсуждения последней редакции в Правлении Ассоциации «НХП России», со ссылкой, что закон выхолостили в Минюсте, в результате был принят выхолощенный Федеральный закон, придавший законность ранее допущенным правонарушениям в сфере НХП РФ – узаконил длящиеся по настоящее время нарушения конституционных гарантий патентных, авторских прав и свобод граждан в сфере творческой деятельности НХП РФ – противоправное использование современных художественно-стилевых особенностей и технологий традиционных НХП РФ.

В Федеральный закон «О народных художественных промыслах» умышленно не внесли системообразующие понятия «Художественно-стилевые особенности народного художественного промысла РФ», устранено понятие «традиционного народного художественного промысла».

В соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», народные художественные промыслы отнесены к сфере культуры.

Статьёй 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» достопримечательные места, в том числе места бытования народных художественных промыслов, получили статус объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые в силу статьи 4 данного закона подразделяются на категории историко-культурного значения объектов культурного наследия: муниципального, регионального и федерального значения.

Вопреки действующему законодательству об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, нет понятий НХП РФ Федерального, Регионального и Местного значения.

В принятом Федеральном законе, с одной стороны, ставится важная государственная задача сохранения, возрождения и развития НХП РФ, с другой - допускается банкротство организации НХП РФ, которое, как показала практика, приводит к уничтожению НХП, с третьей стороны – «проявлена забота от имени государства» - при банкротстве не допускается перепрофилирование организации НХП. Как результат, в чуланах обанкроченных и выкупленных предприятий НХП РФ для показа расцвета НХП РФ трудятся несколько мастеров.

До 2000 года организации НХП РФ имели реальную поддержку государства по налогообложению и были под его законодательной и реальной защитой от контрафактщиков: имели льготы по налогам на прибыль, НДС, имущество, землю. Объём предоставляемых налоговых льгот составлял 30 % от объёма выпускаемой продукции, в масштабе России в долларовом эквиваленте около 25,0 млн. евро в год, что давало возможность сохранять и развивать НХП, создавать школы подготовки мастеров, выставочной деятельностью, пропагандировать и прославлять народное прикладное искусство в России, за рубежом и в средствах массовой информации: в газетах, по телевидению. С 2000-го года значимые льготы были ликвидированы, оставшиеся льготы, массовое заполнение рынка сбыта контрафактными изделиями привели традиционные НХП РФ к гибели.

Иметь правовой статус предприятия НХП РФ было престижно и выгодно, т.к. предприятиям НХП предоставлялись льготы по налогообложению и руководство Ассоциации «Народные художественные промыслы России», вместо борьбы с контрафактщиками, за взносы, стало согласовывать придание статуса предприятий НХП организациям-новообразованиям, паразитирующим на всемирной известности традиционных НХП, незаконно использующим их интеллектуальную собственность. В 2002 году, когда предприятий со статусом НХП РФ стало более 700, налоговые льготы были ликвидированы. Главный консультант по НХП РФ не наказан, продолжает уничтожать традиционные НХП РФ.

Количество НХП РФ с 240 предприятий возросло до более чем 700 (за счёт льгот по налогам, предоставляемым из федерального бюджета), консультант по НХП РФ Дрожжин Г. А. превратил Ассоциацию в коммерческую структуру – чем больше членов ассоциации – тем больше доход и подачки за льготы по налогообложению от новоиспечённых НХП.

Видя, что предприятия НХП РФ размножаются как грибы, Правительство РФ издало Постановление от 18 января 2001 г. с целью очистить традиционные НХП РФ от новообразований, незаслуженно получающих льготы по налогообложению. Однако, всё тот же Дрожжин Г. А., защищающий ранее допущенные нарушения, покровителями был назначен экспертом по НХП РФ при Минпроме РФ, принимал и утверждал заведомо ложные художественно-исторические справки от новоделов, противоправно использующих интеллектуальную собственность традиционных НХП РФ.

Как результат отсутствия вертикали государственного управления НХП РФ, лишения льгот по налогообложению, невыполнения постановлений Правительства РФ по НХП РФ и несовершенства Федерального законодательства в сфере НХП, Численность подлинных предприятий НХП России с 250 предприятий сократилась до 32, которые находятся на грани вымирания. Ежегодно уничтожается до 30 подлинных предприятий традиционных НХП России. Численность предприятий НХП Рф Дрожжин с лихвой восполняет новоделами, кустарями, ремесленниками. За последние 10 лет объём производства и реализации подлинных изделий традиционных НХП России сократился в 10 раз.

Количество предприятий традиционных НХП РФ за 15 минувших лет резко сократилось по следующим причинам:

отсутствия должностных лиц в органах государственной власти и управления, призванных проводить государственную политику сохранения, возрождения и развития НХП РФ;

отсутствия обновления кадров из-за низкой заработной платы, выпускники художественных учебных заведений лишены возможности работать рядом с выдающимися художниками, и идут на свободный рынок труда;

наводнения потребительского рынка России и зарубежья низкокачественными подделками и контрафактной продукцией «новообразований» «под образцы изделий всемирно признанных НХП РФ», что наносит не поправимый урон престижу России и её национальной гордости. Из-за отсутствия постоянных культурных центров продаж и выставок, покупатель утонул в блошиных рынках. Изделия контрафактщиков используются в подарочных фондах Президента России, министерств и ведомств;

отсутствия надзора за соблюдением законодательства об авторских и смежных правах, патентного законодательства, законодательства о НХП РФ, в частности не исполненного Постановления Правительства от 28 августа 1997 г. N 1116 "О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации", не исполненного Постановления Правительства РФ от 18 января 2001 г. N 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства".

Более того, разрушена система жизнеобеспечения НХП РФ: «подготовка специалистов – производство – централизованная престижная система сбыта высокохудожественных изделий в специализированных художественных салонах».

Сегодня подготовка кадров для НХП РФ осуществляется в 18-ти учебных заведениях, но выпускники не идут работать по специальности, т.к. соответствующий НХП РФ или уже не существует или стоит на грани исчезновения и не может обеспечить достойную заработную плату и жильё молодому специалисту. А настоящего мастера нужно растить в среде промысла 8 – 10 лет.

Место реализации высокохудожественных изделий традиционных НХП РФ – блошиные рынки, переходы метро, керосиновые лавки. Нет культурных центров традиционных НХП РФ ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Краснодаре, не говоря уж о других столицах регионов России.

Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2004 г.№ 586-р об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах" до сих пор остаётся только на бумаге.

Если по состоянию на январь 1995 г. в Постановлении Правительства Московской области № ½ «О поддержке и развитии народных художественных промыслов Московской области» было продекларировано: «Московская область - один из немногих регионов страны, где народные художественные промыслы воплощают культурное и историческое наследие народов России. Среди них такие всемирно известные предприятия народных художественных промыслов, как ТОО «Гжель» (в н.в. Ордена Дружбы Народов ЗАО «Объединение Гжель»), Федоскинская ордена "Знак Почета" фабрика миниатюрной живописи, Жостовская ордена «Знак Почета» фабрика декоративной росписи, ТОО "Богородский резчик", ТОО «Художественные изделия и игрушки» и другие»,

То по состоянию на 2007 г., численность предприятий традиционных народных художественных промыслов Московской области, с 10-ти сократилась до 7, которые практически числятся на бумаге.

НХП «Жостово» – ордена «Знак Почета» ГУП РФ - Обанкрочено. Продано за сто тысяч рублей. Помещения переданы в аренду, в том числе коптят рыбу.

НХП «Гжель» - ордена Дружбы народов ЗАО «Объединение Гжель» - Постановлением Губернатора Московской области Громовым Б. В. 10-ти новообразованным организациям, незаконно использующим художественно-стилевые особенности ЗАО «Объединение Гжель», придан статус организаций НХП МО. Трижды инициировалась процедура банкротства. С 13 октября 2006 г. – 4-й раз

Щербинский завод Государственное унитарное предприятие «Щербинский завод художественных промыслов и сувениров» - обанкрочен, продан.

Васюнинская фабрика строчевышитых высокохудожественных изделий. ООО «Василиса» - шьют спецодежду и рукавицы.

Мытищинская ООО «Русский батик» - ликвидирована.

За это же время новоделов НХП появилось 36, в том числе 9 предприятий, незаконно использующие художественно-стилевые особенности и бренд ЗАО «Объединение Гжель» без заключения лицензионных договоров. Правительство Московской области уничтожило лучшие предприятия традиционных НХП РФ и занимается «очковтирательством» перед общественностью, организовывая выставки «показа благополучия НХП РФ».

Не выдержав наплыва дешёвых подделок, организации традиционных народных художественных промыслов вынуждены искать пути выживания. Стали перепрофилироваться, выпускать мебель, разливать воду, водку, делать гробы и т.п.

Уничтожаются природно-сырьевые источники НХП России - противоправно распродаются земли, находящиеся в местах традиционного бытования всемирно известных народных художественных промыслов, наиболее ярко выражающих духовную культуру народов России. В субъектах Российской Федерации цинично нарушается норма, установленная в статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ, вступившей в силу с 05 января 2005 г., земли историко-культурного назначения – места традиционного бытования НХП РФ имеют правовой статус достопримечательных мест (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), противоправно используются под объекты, назначение и деятельность которых не соответствует целевому назначению земель историко-культурного назначения.

Руководитель Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (Дрожжин), при непосредственном участии которого НХП РФ поставлены на грань уничтожения, 19 января 2005 г. в статье «Судьба народных промыслов Дагестана: взгляд из центра» утверждает: «В отрасли народных художественных промыслов удалось создать настолько благоприятный режим, о котором могут лишь мечтать предприятия других отраслей экономики». В то же время в резолюции заседания совещательного органа руководителей законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, состоявшегося 20 января 2006 г. в г. Иваново, отмечено плачевное состояние предприятий НХП Центрального Федерального округа РФ и Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (Дрожжин Г. А.) рекомендовано подготовить концепцию проекта федеральной программы по поддержке и развитию НХП РФ (вопреки действующему законодательству общественной организации рекомендуют исполнить функции органа власти). 8 июня 2006 г. состоялась XXI конференция Ассоциации «Народные художественные промыслы России», одним из вопросов повестки дня заявлено обращение к Президенту Российской Федерации о катастрофическом состоянии НХП РФ.

В Центральном Федеральном округе, состоящем из 18-ти субъектов Российской Федерации, где сосредоточен весь цвет народного прикладного искусства России, областные законы «О народных художественных промыслах» приняты в 9-ти субъектах, приняты Положения о художественно-экспертном Совете по НХП в 12-ти субъектах, нормативно определены места традиционного бытования НХП в 11-ти субъектах и только в одном субъекте Российской Федерации – Рязанской области была разработана и принята программа сохранения, возрождения и развития НХП до 2005 г.

Не лучшим образом обстоят дела и в других федеральных округах РФ.

Только за 2005 г. в России уничтожено 31 предприятие НХП РФ (список прилагается).

С целью сохранения, возрождения и развития НХП РФ в 1994-95 гг. НИИ ХП РСФСР был разработан Закон о Народных художественных промыслах РФ.

Председатель Правления Ассоциации НХП РФ Дрожжин Г. А., используя в 90-е годы сложившуюся ситуацию отсутствия ответственных исполнителей в органах государственной власти и управления, стал главным консультантом по НХП РФ при Правительстве РФ. Льготами налогообложения пользовались многие организации-новообразования «под НХП РФ» и проект закона о НХП РФ был представлен в Государственную Думу РФ в выхолощенном виде, с целью прикрыть ранее умышленно допущенные правонарушения. Выхолощенный вариант закона не соответствовал нормам основ законодательства Российской Федерации о культуре, федеральному закону об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и земельному законодательству.

Обращались к Председателю Комитета Государственной Думы РФ по культуре Кобзону И. Д. по проблемам совершенствования федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», который был принят, когда Председателем комитета был Говорухин В., однако, защищая «мундир» Комитета ГД РФ по культуре, Кобзон И. Д. и его подчинённые не пожелали вникать в проблемы НХП РФ, зная об отсутствии в органах государственной власти и управления ответственных за НХП РФ, симулируют активность, пишут письма Президенту РФ, Министру культуры и массовых коммуникаций РФ, Министру промышленности и энергетики РФ, вместо принятия реальных мер в рамках своей компетенции, а именно внесения в ГД РФ предложений по совершенствованию действующего законодательства о НХП РФ.

Мы неоднократно обращались в органы государственной власти и управления, однако обращения, как правило, переправляются к главному консультанту Правительства по НХП Дрожжину Г. А., а он готовит ответы – отписки.
Как выполняется государственная политика на местном и региональном уровне
на примере традиционного НХП «Гжель»



Обращались от имени коллектива ордена Дружбы народов ЗАО «Объединение Гжель» в органы власти (местные и региональные) – всего 53 письма за 2002 – 2006 гг., органы печати, в защиту от уничтожения традиционных НХП РФ провели манифестацию на Горбатом мосту вместе с ПВР (Лидер Селезнёв Г. Н.), выступали по телевидению (в программе «Момент Истины») о проблемах в сфере НХП РФ, однако результатом этих обращений становилось мщение: обстрел салона-магазина «Гжель», избиение моей сестры, дочери, вскрыты 4 сейфа в административно-бытовом корпусе ЗАО «Объединение Гжель», похищены деньги, ценности. Преступления до сих пор не раскрыты.

Глава Администрации Раменского района Дёмин и его подчинённые, вопреки действующему федеральному, региональному законодательству о НХП Московской области и здравому смыслу:

1. 10 предприятий-новообразований (незаконно использующих современные художественно-стилевые особенности НХП «Гжель», создателем и правообладателем которых является творческий коллектив ордена Дружбы народов ЗАО «Объединение Гжель») предоставили Губернатору Московской области Громову Б. В. ложные художественно-исторические справки, что позволило им с подачи экспертных заключений Ассоциации «НХП России» и лжеученых академии художеств, противоправно получить статус предприятий НХП и льготы по налогообложению. Всего в Московском регионе подделки «под Гжель» производят несколько десятков организаций.

2. Создали условия для воровства сырья, материалов, форм изделий ЗАО «Объединение Гжель», враждебного отношения в НХП «Гжель», морального разложения молодёжи – воруй, обогащайся на заслугах своих родителей.

3. Вместо выполнения законодательства по сохранению, возрождению и развитию НХП РФ, создали систему уничтожения коллектива ордена Дружбы народов ЗАО «Объединение Гжель» экономическими, моральными, административными и физическими способами. 5 – 8 судов ежемесячно на местном, районном, региональном уровне, созданных искусственно. Яркое доказательство коррумпированности и безнаказанности чиновников, уничтожающих объект культурного наследия народов Российской Федерации – традиционный НХП «Гжель».

4. Уничтожают национальное достояние национального традиционного народного искусства, исключили из лексики такие понятия, как «Гжель - национальное достояние». Размывают понятия традиционных НХП РФ – национальное достояние, превратив в понятие сувениров. Размыв истинную значимость художественных произведений в сувенирном ширпотребе. Размывают всемирно известный бренд Гжели в дешёвых подделках, унижают достоинство мастеров, награждённых многими международными, советскими и российскими наградами.

5. Не утверждают и не признают План детальной планировки развития места традиционного бытования НХП РФ «Гжель», выполненный институтом Генпланов ГлавАПУ Мособлисполкома в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 22 октября 1975 г. № 570, застраивают жилыми домами трассы прохождения инженерных сетей, лишая перспектив инженерного развития;

6. Не утверждают охранную зону НХП РФ «Гжель» с целью свободной распродажи земель, содержащих ценные залежи глин, нарушая статью 99 Земельного Кодекса РФ. Земли в месте традиционного бытования НХП «Гжель» должны использоваться для развития НХП «Гжель»;

7. Распродали под индивидуальное жилищное строительство земли совхоза «Гжельский» - 8 тыс. га, в недрах которых ценные глины, лишая НХП «Гжель» будущего – сырьевой базы.

8. Продали государственную собственность – санаторий Коняшино, фактически входящий в инфраструктуру НХП «Гжель»;

9. Продали земли, отведённые под начатое строительство культурного центра с музеем керамики России, библиотекой, гостиницей. Личная нажива выше интересов государства и престижа России.

10. Изгоняют с земельного участка разгрузочной площадки на станции Гжель, на котором расположен объект недвижимости ЗАО «Объединение Гжель» - склад-ангар, башенный кран, разгрузочная площадка, эксплуатируемая более 40 лет, препятствуют в оформлении документов в установленном порядке. Глава Администрации Раменского района Дёмин В. Ф. сдал в аренду непрофильному предприятию под виноводочное производство.

11. Препятствуют использованию земельного участка под индивидуальное жилищное строительство сотрудников ЗАО «Объединение Гжель», несмотря на имеющееся постановление Главы Администрации, приходится вести судебную волокиту.

Идёт целенаправленное уничтожение создателя и правообладателя современных художественно-стилевых особенностей НХП «Гжель» – ордена Дружбы народов ЗАО «Объединение Гжель» административными, физическими и экономическими способами. При ликвидации ЗАО «Объединение Гжель» изготовители контрафактной продукции и их коррупционеры-покровители будут торжествовать достижение поставленной цели.

Необходимо обеспечить конституционные гарантии прав и свобод граждан и их объединений на результаты творческого труда в сфере НХП РФ, выполнение действующего федерального и регионального законодательства по сохранению, возрождению и развитию НХП РФ.

Остановите самоуправство в Раменском районе Московской области.

Приложение: Неотложные меры по обеспечению проведения Основ государственной политики по сохранению, возрождению и развитию НХП РФ на федеральном и региональном уровне на 6-ти листах.

Генеральный директор ордена Дружбы народов ЗАО «Объединение Гжель», заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук, герой социалистического труда В. М. Логинов
#

"Речицкий Народ"® 2007


Hosted by uCoz