Речицкий народ!
И.Л.Коржавина о промысле Гжели-Речицкий Народ-Гжель

О промысле Гжели.
Автор этой статьи Ирина Львовна Коржавина ведёт в церковноприходской школе Красного села уроки керамики. Сегодня она расскажет о промысле Гжели.


Гжель - село в 60-ти километрах от Москвы по Казанской железной дороге, а также расположенный вокруг него гончарный район из 30-ти сёл и деревень. Сейчас Гжель входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому Уездам.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины,которая глина годится к аптекарским сосудам". Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам,како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный М.В.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины,написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(...), которой нигде не видал я белизною превосходнее".
Очень интересный документ 1780 года хранится в архиве Покровского собора в Москве. Он говорит о том. Что гжельцы поставляли плитки для ремонта приделов собора. Так,"во втором приделе Василия Великого (...)пол, высланой мячковской лещадью, а в олтаре гжельскими плитками, за выбитием разобрав по подсыпке песку с переменой ветхой лещади вновь намостить". Те же сведения приводятся по отношению к приделу Николая Чудотворца: "пол за ветхостью выбрав, намостить вновь по подсыпке песку мячковской лещадью, а в олтаре ж, из гжельских плиток, выбрав ветхие замостить новыми".
До середины 18 века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают,что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. Гончарная посуда изготавливалась из грубой глины на специальном станке, приводящимся в движение ногами, причём руки сначала сжимали кусок глины в центре вертящегося диска, выравнивая её, а затем от центра к краю и вверх одновременно или поочерёдно, в зависимости от формы изделия,вытягивали стенки задуманной вещи. После оправки и небольшой подсушки изделие срезали с диска тонкой леской у самого основания и ставили досушиваться. Дальше изделия украшались и подвергались обжигу. К гончарной относится всевозможная домашняя посуда: горшки,крынки, кувшины и прочее.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун.
Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в совершенно своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлтсь декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года,когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса,из которого во множестве делали квасники , кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов 19 века изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне,братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы.
Там же около 1800-1804 годов, основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель,научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в Перове. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам,имея только одного рабочего, но, по преданиям,два гончара, Г.Н.Храпунов и Е.Г.Гусятников, тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы.
Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Фаянсовые и фарфоровые изделия отличаются тонкость стенок и белизной. Способы украшения их разнообразны. Посуда более изящна.
Вторая четверть 19 века-период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить настоящий тонкий фаянс и фарфор,владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C cередины 19 века многие гжельские заводы приходят в упадок и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины 20 века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие.

Оригинал опубликован в православном журнале для детей "Зорька".
"Речицкий Народ"® 2003 год.


Hosted by uCoz